TOP 10
 

FAQ Rally

ФАК по каркасам (безопасности)

Q: Что такое каркас безопасности?
A: Официальная формулировка: "Каркас безопасности -- пространственная конструкция, предназначенная для предотвращения серьезной деформации кузова в случае столкновения или переворота автомобиля."
(РАФ, официальный перевод ст. 253 приложения J МСК FIA)

Для тех, кто пока совсем ничего не понимает: каркас безопасности -- это конструкция из стальных труб, собранная внутри автомобиля и прикрепленная изнутри к кузову, которая должна сохранить жизненное пространство для экипажа в случае аварии.

Каркас делается только из круглых труб. К конструкции и материалу предъявляются жесткие технические требования.

Q: Что такое омологированный каркас и что такое неомологированный каркас?
A: Фирмы, занимающиеся производством каркасов могут отступать от ряда технических требований, выдвигаемых FIA, но при этом каркас должен подвергнуться процедуре омологации. В данном случае омологация -- это согласование конструкции, материала и технологии изготовления с представителями FIA или национальной автоспортивной федерации (в нашем случае РАФ). В частности, если производитель собирается использовать в своем каркасе материал, отличающийся по характеристикам от требований FIA, каркас должен быть подвергнут статитеским нагрузочным испытаниям (говоря проще засунут под пресс :), или должен быть представлен численный расчет прочности по определенной методике. Другая распространенная особенность -- крепление каркаса к кузову. Если производитель собирается крепить каркас к кузову автомобиля сваркой -- омологация обязательна. Так же в ряде случаев отступают от предписанной FIA схемы каркаса, что тоже требует омологации.

В то же время FIA допускает применение и неомологированных каркасов. В таком случае каркас должен быть сделан из определенной стали, труб определенных размеров, иметь определенную конструкцию и крепиться к кузову болтами.
Один и тот же производитель может выпускать омологированные каркасы, и неомологированные, но отвечающие указанным требованиям FIA, такие случаи известны :)

Всем, желающим разобраться в этом вопросе досконально, рекомендуется ознакомиться с содержанием ст. 253.8 Приложений J к Международному Спортивному Кодексу FIA на www.fia.com, приложения 14 к КиТТ РАФ (www.raf.su), приложения 9 к КиТТ и собственно КиТТ (Классификация и Технические Требования).

Q: Как получить омологацию на каркас?
A: Для начала выяснить, кем сделан каркас, далее надо будет связаться с производителем, и задать этот вопрос ему :)

Q: Пустят ли с неомологированным каркасом на клубное ралли?
A: Да, если он соответствует требованиям ст. 253.8.1 - 253.8.3 МСК FIA или п.п. 3.9 - 3.22 (без п.п. 3.22.1 - 3.22.3) КиТТ. (Основание -- Приложение 14 к КиТТ, п. 3. "Сохраняется право эксплуатации и построения каркасов безопасности соответствующих требованиям п 8.1 - 8.3 Приложения J к МСК FIA, либо п.п. 3.9 - 3.22 (без п.п. 3.22.1 - 3.22.3) КиТТ, без любой дополнительной документации")

Q: Пустят ли с неомологированным каркасом на Р1К?
A: Да. См. предыдущий вопрос. Исключение могут составить автомобили групп WRC, Super1600 и Super2000. :)

Q: Что такое сертификат на каркас?
A: Это документ, выдаваемый производителем каркаса. Содержит идентификационные данные автомобиля, на который установлен, собственный номер каркаса и сведения об омологации. Сертификат имеет определенный срок действия. В ряде случаев может быть продлен производителем. Сертификат предъявляется на технической инспекции и обычно снимает все остальные вопросы к каркасу.

Q: Что за табличка приваривается к каркасу?
A: Содержит номер каркаса, наименование производителя и номер омологации.

(C)Whale



Авторские колонки

Российские байкеры со стажем уже давно не очень уважительно относятся к семейству Sportster. Оправдано ли это и сможет ли новейший Iron 1200 изменить ситуацию?