TOP 10
 

Новости автоспорта

10.06.2009 17:15:00

Ралли. Илона Накутис. Как шлифуются звезды.

Для меня до сих пор остается загадкой кто я больше? Пилот или штурман? Я определилась уже давно, могу быть и там, и там. И если бы у моего папы была фамилия Мутон, все могло бы сложиться по-другому. Я начинала как механик, потом стала штурманом. И были гонки на треке на Мориса Тореза. Пришел начальник нашего клуба и предложил а давайте выпустим Илону. Дали мне вторую тренировочную машину нашего экипажа, полночи мы с ней ковырялись это был Москвич 2140. Выпустили меня на трек, я вся заляпанная, в робе. Никогда не забуду. Подъезжает Людка Белолипская вся такая на прицепе, намыленная, начищенная. А мне ребята сказали приедешь, надо будет еще отрегулировать карбюратор и зажигание, жиклеры поменять… И вот я приезжаю на трек, быстрее-быстрее, меняю жиклерчики… Причем отпустили туда меня одну, потому что вся команда до утра с машиной ковырялась, и все сказали «Приедем попозже». И я все это делаю, подходит Белолипская: «И ты это все сама делаешь?!» Люда же была королева трека. Тогда я в первый раз выехала на лед. Но сумела попасть в первых запасных, и меня потом даже выпустили на трек. И после этого трека было принято решение выпустить нас на ралли «Память Ильича» 89 года.



Очень долго происходило вхождение в образ «своего парня» - ну, конечно, пришла тут из балетного класса. А у меня в голове переключилось хочу, и все. Пахала как ненормальная, издевались, конечно, надо мной со всеми этими штучками. За разводной кувалдой сходить, за компрессией все нормально. Приходишь в кузовной цех: «Ребята, разводной кувалды нет?» - и все как грохнутся… Все было пройдено. И дали мне этого Москвичонка. Перековыряли его вдоль и поперек. Коробка передач у меня стояла с переходной плитой от Жигулей, на карданах, на шлицах, на дополнительных распорках… Сзади параллелограмм… Просто космос! Переключения короткие, передаточные числа, редуктор, блокировка… машина укомплектована, просто супер. Но мне в команде говорят: «Да ты не доедешь на нем!» А меня переклинило: «Что значит не доеду?»



Из шести экипажей СанТранса мы финишировали вдвоем с Лакомкиным, причем его объехали. Под утро третьего дня гонки, когда от пяти до семи утра глаза уже просто слипались, оставался последний доп. И никогда раньше я не просила Светика мне говорить результаты. Тут говорю посчитай. Стоим в предстартовой ильичовского допа, она мне говорит отрыв 17 секунд. Ну и жахнули! Финиш был в Сестрорецке, в машине все стучало и откручивалось. Но до финиша доехали! А меня изнутри распирает: первая гонка, доехали, как здорово! Приехали в команду, съели на двоих банку шпрот, и я говорю: «Давай сейчас машину намоем, а завтра начнем ее всю перебирать». И тут я поняла, что надо делать и как надо жить; и весь «звездняк» как рукой сняло. Навсегда. И дальше пошла нормальная работа.



Раньше на Чемпионат СССР перворазрядников не допускали; только мастера, заслуженные и кандидаты в мастера. И народу хорошо за сотню экипажей. Оказаться нулями на чемпионате СССР это была огромная честь и ответственность; это надо было заслужить. Это было безумно почетно. Во-первых, тебя допускают на длинную трассу, у тебя есть возможность потренироваться. Пообщаться с тренерским составом. Совершенно другая организация. Это был потрясающий опыт. Трехдневная гонка, с ночными кругами… Мы все проехали. И до сих пор у меня хранится зачетная книжка с записью, что мы показали результат на уровне 23 места в абсолюте. И тогда, в 1989 году, нас взяли в сборную города, и мы стали серьезно готовиться.



Когда ты серьезно относишься к делу, тебе не важно, где ты стартуешь Кубок это или Чемпионат. Психологическая подготовка к старту начинается недели за две. Когда я ездила постоянно, я не успевала выходить из этого состояния. Когда в Итере ездили, я возвращалась домой, занималась хозяйством, детьми, а мама мне говорила: «Ты здесь, но тебя здесь нет». То есть просто не успевала выключаться из гонок. У меня был жуткий мандраж на первых моих гонках, и когда мы с Потаповым поехали в первый раз. Дальше это уже была не боязнь. Это было психологическое состояние, связанное с уровнем ответственности. Концентрация, собранность, равновесие. Ты начинаешь на гонке работать и все, мандражировать некогда.



На самом деле штурмана из меня сделал Потапов, он очень много в меня вложил. Я их называю «последние из могикан»: Потапов, Васин, Щукин, это те люди, которые несут в себе базовую школу отношения к тому, чем они занимаются. Сейчас такого нет. Сейчас все другое; все стало похоже на фарс. Нет Спортсменов. Ты можешь не находиться в боксе - все определяет отношение к тому, чем ты занимаешься. Классическое ралли оно же не просто так называется. Иметь шлем, перчатки и спортивный автомобиль еще не значит, что ты автогонщик. Нужна определенная дисциплина; понимание не того, ЧТО ты делаешь, а КАК ты это делаешь. Отношение к машине, отношение к процессу они должны быть уважительные. К сожалению, наш спорт во многом стал развлекухой но, вполне вероятно, именно благодаря этому он и выжил в перестройке и кризисах; в отличие, скажем, от других видов автоспорта. Просто потерялось качество. Как и во многих других областях. Уровень совсем другой. Есть же стиль управления, есть приемы управления. В прошлом году я выезжала с учениками своей детской школы на ралли, наконец-то посмотрела гонку со стороны. Это ужасно, печально и плакать хочется. Три человека, не буду называть кто, проехали прилично. Все остальное это не пилотирование, это просто все куда-то как-то гонят; с номерами и каркасами. Нет школы никакой. Ко мне часто приходят в Центр, спрашивают что делать нам, чтобы экипаж поехал? Я рассказываю, как я представляю себе подготовку экипажа и, если мы находим взаимопонимание по отношению к делу, ребята начинают работать, им становится интересно, и самое главное они видят результаты своей работы. Потому что это важно. А есть такие, которые приходят: «А можно у тебя стенограмму посмотреть?» Я спрашиваю а что ты там хочешь увидеть? Значки у всех, вроде, одинаковые, ну, может конфигурация записи другая. Просят посмотреть потаповскую стенограмму. Ты хочешь увидеть в стенограмме дорогу глазами Саши? Это нереально! Потому что это видение на другом уровне! Он так много над собой работал! У Васина совершенно другая технология; он «технарь». Он раскладывает все «по полкам» от и до.



Если представить спортсмена в виде фигуры звезды, и в центре звезды находится Я, то лучи это навыки и способности. И если все лучи не отшлифованы, а так, местами понатерты, то ты ничего из себя не представляешь. Да, ты научился проходить правый поворот или прыгать с трамплина, и все ты гонишь. А на самом деле должна идти работа, вышлифовывание, постоянное обучение и работа над собой. Потому что когда ты продвинешься еще вперед, тебе открывается: «Елки-палки, так на этот трамплин надо было заходить по-другому!» Мастер это и есть Мастер. Есть система видения, система записи, система работы над дорогой, документами. И при таком подходе нет разницы, где выступать в Эстонии, Финляндии, Карелии, Гуково. Есть система, и на эту систему нанизываются дополнительные нюансы, приобретаемые с опытом. Которые в тетрадочке могут быть записаны: где, кто, на чем, каким образом, какие трассы, погода, давление в шинах. Приезжаешь на следующий год а у тебя уже есть заметочка, и ты на секундочку, на километрик уже в плюсе.



В последние годы я часто выступаю с разными пилотами. Опыт позволяет быстро подстроиться. Но самое плохое в том, что сама со многим не согласна, потому что знаешь другое, но приходится говорить как написано. А люди к этому привыкли, все взрослые дяденьки, и переучиваться тут смысла особого, да и возможности нет. Уже сложившиеся гонщики. Мальчишки в машинки поиграть это завсегда! И после бизнеса, в котором они сидят, гонки это тот всплеск эмоций, который позволяет им почувствовать себя нормальными мужиками. А для меня это дополнительная возможность поработать над собой, шлифануть грани. Определение для себя, зачем мы этим занимаемся, я дала себе уже давно. Вот спрашивают зачем люди ходят в горы? Зачем люди занимаются гонками? Гонки это лакмусовая бумажка; плохих людей в гонках не может быть. А самое главное в гонках мы можем позволить себе быть самими собой. Мы там ИСТИННЫЕ, когда мы гоним. И тут уже никто не виноват. И ты можешь сделать все, что ты на самом деле из себя представляешь. И сам себе дать оценку, а не кто-то.

RallyRUS
Фото из архива Илоны Накутис и с сайта auto-sport.ru

 
21.09.2021

Компания Lotus, представившая этим летом суперкар Emira, полностью раскрыла его технические характеристики. Первым в продажу поступит модификация с 3,5-литровым V6..

20.09.2021

На трассе ADM Raceway в Подмосковье завершился 6-й этап Гран-при Российской Дрифт Серии. Георгий Чивчян, пилот «Форвард Авто», стал первым двукратным победителем этапов RDS GP в сезоне 2021 года..

17.09.2021

55-е ралли Азорских островов, перенесенное с 2020 года на текущий, стартовало в пятницу на острове Сан-Мигел посреди Атлантики..



 
Авторские колонки

Сегодня речь пойдёт о байке – универсальном солдате – который, по-моему, станет одним из тех, кто заставит рынок пересмотреть базовую классификацию мототехники и в скором будущем станет очень популярным среди мотоциклистов.

Российские байкеры со стажем уже давно не очень уважительно относятся к семейству Sportster. Оправдано ли это и сможет ли новейший Iron 1200 изменить ситуацию?