TOP 10
 

Ралли - школа

Управление автомобилем в критических ситуациях

Управление автомобилем в критических ситуациях

Материал любезно предоставлен Э. С. Цыганковым и Центром Высшего Водительского Мастерства.

ОТ АВТОРА

В этой книге я хотел бы поделиться с водителями транспортных средств всех категорий с любым стажем секретами лучших автогонщиков по управлению автомобилем в критических ситуациях.

Их бесценный опыт, добытый ценою тысяч аварий на, соревновательных и тренировочных трассах, ценою здоровья, а в отдельных случаях и жизни многих самых талантливых автомобилистов-профессионалов, лег в основу тех пятидесяти приемов мастерства, которые помогут сохранить безопасность миллионам людей, ежедневно находящихся за рулем служебных или личных автомобилей.

Авторство многих приемов принадлежит моим ученикам — мастерам спорта международного класса: Николаю и Игорю Больших, Владимиру Ганину, Владимиру Гольцову, Константину Антропову, Вячеславу Данилову, Николаю Елизарову, Борису Федотову, Андрею Герасенкову, Иоэлю Таммеке, Якову Агишеву, Тыну Вуну и многим другим гонщикам, которые создали высшую школу водительского мастерства и добились признания российского автоспорта не только в пашей стране, по и за рубежом. Они побеждали на этапах чемпионатов мира, Европы, в марафоиах Париж-Дакар, Париж-Кейптаун. Цена этих побед очень высока, если учесть, что они добыты в борьбе с опытными гонщиками на самых современных спортивных автомобилях, мощность двигателей которых в два и более раз превышает возможности наших “Лад”, “Самар” и КамАЗов.

В этой книге представлена только малая часть широкого арсенала мастерства водителей высшей квалификации. Часть приемов можно назвать опережающими, так как соединенные с прогнозированием они позволяют нс попадать в экстремальные условия, в которых может быть дорога каждая десятая доля секунды. Другая часть-это конкретные действия, позволяющие преодолеть многие критические ситуации, кажущиеся па первый взгляд непреодолимыми. Но сразу надо оговориться, что не может быть готовых рецептов. Управление в критической ситуации — это всегда творчество водителя. Главное в нем -за короткое время сконструировать из имеющегося арсенала правильные действия, которые смогут разрядить ситуацию, вернуть потерянную. устойчивость и управляемость автомобилю, а человеку — преодолеть страх и неуверенность в себе.

Конечно, знание и умение — это разные понятия. Не случайно один из самых быстрых гонщиков, одиннадцатикратный чемпион страны Евгсниус Тумалявичус говорит: “Можно ехать быстро и очень быстро. Очень быстро можно ехать только на рефлексах!” Но все, что изложено в этой книге, вполне доступно любому человеку. Это подтверждает многолетний опыт работы нашей школы. Обучение в ней с успехом завершили тысячи водителей, которые никогда не стремились стать автогонщиками или каскадерами.

Автор заранее извиняется перед читателями за большое количество специальных терминов, которые не встречаются в обычной литературе, например: хват, захват и перехват рулевого колеса, дросселирование, упор, контрсмещение и многое другое. Но профессиональный подход требует и профессиональных терминов, без которых сложно объяснить взаимосвязь между человеком и автомобилем в лаконичной форме.

Задайте вопрос любому водителю о его мастерстве. Самое удивительное, что большинство не видят особых проблем в управлении автомобилем. Когда задаешь подобный вопрос одному из лучших российских гонщиков Николаю Больших, то просто поражаешься его самокритичности и признанию многих серьезных ошибок- Это не просто человеческая скромность, это настоящий профессионализм.

Каждый из нас, находящийся за рулем автомобиля, не застрахован от серьезных ошибок в управлении. Некоторые ошибки легко преодолимы даже малоподготовленными водителями. Цена других настолько велика, что не поддается никаким подсчетам. Поэтому основная цель этой книги помочь всем, кто в этом нуждается, преодолеть последствия собственных или чужих ошибок и сохранить жизнь и здоровье тех, кто сидит за рулем, и тех, кто хочет перейти им дорогу.

Заслуженный тренер России, кандидат технических наук, доцент
Э. С. Цыганков

Глава 1 - Обеспечение готовности к экстренным действиям 323Kb
Глава 2 - Повышение эффективности торможения 137Kb
Глава 3 - Повышение управляемости и устойчивости в процессе поворота 128Kb
Глава 4 - Активная безопастность при преодолении неровностей 157Kb
Глава 5 - Стабилизация автомобиля при потере устойчивости и управляемости 246Kb
Глава 6 - Экстренный разгон, экстренное или аварийное торможение 170Kb


Авторские колонки

Сегодня речь пойдёт о байке – универсальном солдате – который, по-моему, станет одним из тех, кто заставит рынок пересмотреть базовую классификацию мототехники и в скором будущем станет очень популярным среди мотоциклистов.

Российские байкеры со стажем уже давно не очень уважительно относятся к семейству Sportster. Оправдано ли это и сможет ли новейший Iron 1200 изменить ситуацию?