TOP 10
 

Ралли - школа

Штурманское дело для начинающих

В последнее время любительский автоспорт получает все большее и большее развитие. Растет число любительских экипажей принимающих участие в различных соревнованиях, усложняются трассы. То состояние, в котором пребывал автоспорт в середине – конце 90-х годов, начинает плавно изменяться в лучшую сторону и в этот вид спорта приходит все больше «новичков». Следствие этого процесса - возникающие вопросы, ответы на которые есть у опытных спортсменов. Тем не менее, профессиональные советы бывают сложны для восприятия вследствие «информационной перегрузки»: обилие новой информации, непонятных терминов, меняющихся от соревнования к соревнованию требований, особенности расчетов…. Иногда, особенно на «начальной стадии привыкания» ;)), полезнее выслушать не столько профессионала, сколько такого же «начинающего», который лучше помнит на какие именно «грабли» он наступил сам и уже разобрался с тем, что было сделано неправильно. А опытному спортсмену сложнее представить эти ошибки потому, что его мыслительный процесс мгновенно идет «ширшее и глыбже» (с), охватывая все случаи его богатой спортивной жизни ;)). В результате к началу второго часа повествования новичок, осознав собственное ничтожество и полностью отупев, понимает, что лучше он будет тихо возить тещу с рассадой на дачу ;))))….

Итак, представляю вам ралли – глазами полнейшего «чайника» с минимальным опытом участия (то есть моими ;))) ).

Основные термины, которые будут встречаться в тексте статьи: Ралли – соревнования, принцип которых заключается в том, чтобы за отведенное время попасть из точки «А» в точку «Б» по определенному маршруту с определенной скоростью Экипаж – два человека в одной машине, подавшие заявку на участие в соревновании.

Команда – несколько экипажей, принимающих участие в соревновании. Зачет обычно – по показателям двух лучших экипажей.

Пилот (новое, утвержденное нормативными документами название «1-ый водитель», но мне кажется, что для краткости и образности лучше сохранить старую версию) – водитель, который в данный момент времени находится за рулем автомобиля.

Штурман (новое, утвержденное нормативными документами название – «2-й водитель») – ну это как в самолете ;)) человек справа от пилота, отслеживающий курс движения экипажа по маршруту осуществляющий расчеты скорости движения и времени. Обычно он в «момент Х» уверенно тычет пальцем в Дорожную книгу и безапелляционно заявляет: «мы здесь!». Приходится в это верить ;))).

Дорожная книга (образец в виде изображения) – перечень пунктов следования от старта до финиша.

Контрольная карта (образец в виде изображения) – карта, в которой судьи отмечают время прибытия /убытия экипажа в точку контроля перемещения по маршруту и штрафные очки (они же – пенализация).

Пенализация – штрафные очки, начисляемые экипажу. За что начисляются штрафные очки – указывается в Регламенте соревнования

Регламент соревнования – правила, определяющие порядок проведения данного соревнования.

Маршрутный лист – перечень этапов соревнования с указанием расстояния, средней скорости на этапах маршрута и времени, отведенного на прохождение этих участков. Штурманское оборудование – секундомер (один или два), часы, калькулятор (лучше программируемый) ручка (несколько и разных цветов), «штурманский свет» (подсветка , устанавливаемая в салоне автомобиля в том случае, если штатной подсветки нет или она недостаточна), штатное устройство измерения расстояния (одометр), или дополнительно устанавливаемое оборудование измерения расстояния (велокомпьютер, терратрип, тверь-трип, компьютер со специально написанной программой).

Сокращения, встречающиеся в Регламенте, Дорожной книге, Маршрутном листе:
Судейские пункты (места, где в машинах или кустах прячутся судьи ;)) ) бывают контактные и бесконтактные. Бесконтактные надо проезжать не выходя из машины (но не забывать отмечать время проезда и расстояние – это вполне может оказаться старт или финиш 8) ). На контактных – выходить и в свою расчетную минуту подавать Контрольную карту в судейскую машину. В Регламенте обычно дано описание обозначения всех судейских пунктов.

КВ – пункт Контроля Времени (картинка). Также называется отрезок пути (этап соревнования). КВ может содержать одно или несколько ДС (см. далее).
КП – пункт Контроля Прохождения (картинка) участников. (Обычно ставится там, где можно, заблудившись, проехать иной дорогой или составителю трассы зачем-то нужно чтобы вы потеряли время (на контактном КП)
ВКВ – пункт Внезапного Контроля Времени (картинка)
ВКП – Внезапный Контроль Прохождения (картинка) - обозначается аналогично КП.

ДС - Дополнительные Соревнования (вводятся для того, чтобы ралли были более интересными и насыщенными).

СУ – Спец Участок (термин применяемый в «боевых» соревнованиях.)

РД – Регулярное Движение (ехать с заданной средней скоростью на этапе от старта до финиша)
РДС – Регулярное Движение Сочлененное
РУ – Режимный участок
РГ – Режимная Гонка
РТ – Разгон-Торможение (почти как в автошколе ;))) )
СЛ - Слалом
ССЛ – Спринт-Слалом
СП - Спринт
ДГ- Дорожная Гонка

С чего начинается «гонка»?

Разумеется, с внимательного ознакомления с Регламентом соревнования. Это нужно для того, чтобы понять – ехать ли вообще, как ехать на каких участках маршрута, а также за что, когда и сколько штрафных очков («размер пенализации») могут начислить и какие документы определяют порядок подачи претензий (протестов или заявлений) и другие полезные сведения.

Затем необходимо подать заявку на участие и уплатить стартовый взнос, размер которого определяется организаторами соревнования

Явки на старт соревнования и прохождения обязательной процедуры ТО (ТИ). ТИ – Техническая Инспекция, определяющей соответствие транспортного средства, заявленного к участию в соревновании тому, на котором вы приехали (наш народ способен заявиться на инвалидной коляске и приехать на феррари ;) ), а также соответствию этого транспортного средства требованиям ПДД (в минимальной конфигурации – наличие талона техосмотра, света, действующих тормозов, звукового сигнала, действующих щеток лобового стекла, знака аварийной остановки, огнетушителя, аптечки).

Получения и внимательного просмотра Дорожной книги и Контрольной карты. Возможны типографские ошибки и пенять придется на себя, если вдруг через три часа гонки выяснится, что за 20 листом дорожной книги следует 38 ;))) . Потеря ориентировки на местности – это равносильно сходу участника, потому, что контрольные пункты, на которых следует отметиться могут быть в изобилии расположены как раз на этом «исчезнувшем» отрезке пути.

Сверки своих часов с судейскими. Неважно как идут ваши часы. Официальное время соревнования записывается в протоколы и в Контрольную карты с судейских часов.

Внимательно посмотреть – нет ли изменений в дорожной книге, вывешенных обычно на стартовом судейском пункте (т.н. «красной легенды») или информационных бюллетеней и, если таковые имеются, переписать изменения в соответствующие места дорожной книги и ознакомиться с содержанием бюллетеня.

Просчета ВСЕЙ дорожной книги по всем этапам, где это возможно, потому, что это будет некогда делать во время самого соревнования. Во время соревнования возможно будет лишь вносить корректировки. Позиции Дорожной книги можно просчитать везде, где указаны расстояния, скорость движения на этапе и дана «привязка к местности» (позиции Дорожной книги). Отсутствие хотя бы одной составляющей (так называемая «слепая позиция») – скорости или расстояния лишает участника возможности просчитать эту часть маршрута на старте. Это не страшно – просто надо будет эту информацию «взять с дороги», то есть при проезде нарисованной позиции отметить расстояние (если оно отсутствует в соответствующей графе Дорожной книги), посмотреть на знаки, регламентирующие скорость (или вспомнить те, которые регламентировали скоростной режим ДО этой позиции и еще действуют, согласно ПДД) и сосчитать время.

Обнулить показания всех приборов (секундомер, одометр, велокомпьютер, терратрип) на старте (и затем повторять эту процедуру на каждом пункте КВ).

Стартовать.

Задачи, стоящие перед экипажем во время движения по маршруту соревнования:

Проехать маршрут строго в соответствии с Дорожной книгой (не заблудиться на маршруте). Маршрут и все необходимые сведения для движения по нему указаны в Дорожной книге и Маршрутном листе. От позиции до позиции участники едут, руководствуясь дорожными знаками скорости и направления движения и ПДД. Составители Дорожной книги указывают в ней не все позиции присутствующие на местности, иначе сей труд напоминал бы многотомное собрание сочинений вождей мирового пролетариата. Следовательно, неуказанный перекресток или ответвление дороги надо проезжать по прямой или по главной дороге (если есть знак направления главной или «единственно разрешенное направление движения»). Разумеется, если к асфальтовой дороге, по которой вы едете вдруг будет примыкать (пересекать) более узкая (грунтовая, покрытая плитами или гравием кривая дорожка ) или даже магистраль к новорусской даче ;)) , ехать туда не надо, если расстояние отличается от того, которое указано для данной позиции.

Отметиться на всех судейских пунктах, где это нужно. Понять, где нужно отмечаться, а где не нужно можно из судейских щитов, обозначающих данный судейский пункт (см. обозначения).

Выполнять нормативы времени на каждом этапе соревнования и при этом не нарушать ПДД.

Контролировать записи в Контрольную карту – порядок записей и время, проставляемое судьями.

Доехать до конца маршрута и, если получилось, победить в соревновании.

Обязанности пилота и штурмана на время соревнования:

Пилот должен:

1) четко выполнять все команды штурмана. Образно говоря, если пилот видит справа глухой бетонный забор и слышит команду штурмана «направо, скорость 90 км,ч», то ДОЛЖЕН повернуть направо и развить скорость 90 ;))) . До характерного звука или до следующей команды штурмана ;))))

2) Уметь вовремя и в правильной последовательности крутить руль и нажимать на педали ;)))

3) Хорошо ориентироваться в дорожной ситуации

4) «Чувствовать» траекторию движения машины, владеть навыками фигурного вождения и знать, как машина реагирует на действия, редко применяемые в дорожной ситуации.

Штурман должен:

1) Уметь быстро считать на калькуляторе (если он по тем или иным причинам не работает с дорожным компьютером, делающим все за него)

2) Обнулять показания всех приборов на каждом КВ и старте каждого ДС.

3) Перед стартом просчитать время, требуемое на прохождение каждого участка дорожной книги и после старта контролировать опережение (опоздание) от расчетного времени при движении от позиции к позиции.

4) Отслеживать движение по маршруту и сообщать пилоту расстояние до следующей позиции Дорожной книги, скорость движения на каждом конкретном участке маршрута, время, отведенное на его прохождение, и «вводные» для «ориентирования на местности». Разумеется форму и терминологию каждый экипаж выбирает самостоятельно. Минимум информации для пилота может выглядеть, например, так: «Проехали знак «Конец деревни «Гадюкино», опоздание – 40 секунд от расчетного времени. Через два с половиной километра перекресток со знаком «Стоп». Перекресток проезжаем прямо, скорость движения на этом участке - 70 км/ч.». Рекомендую вычеркивать те позиции в дорожной книге, которые уже проехали. Это облегчает ориентирование.

5) На контрольных пунктах предъявлять судьям Контрольную карту, куда они вносят контрольное время, и сверять свои часы с судейскими на каждом контрольном пункте во избежание судейских ошибок.

6) В случае отставания (опережения) от нормативного времени сообщать пилоту о величине отставания (опережения) с тем, чтобы тот мог, если позволяет дорожная ситуация и скоростной режим, предписанный ПДД на данном участке дороги, уменьшить опоздание или опережение.

7) Корректировать расхождения пройденной дистанции, определяемые штатными приборами автомобиля (одометр) или нештатными приборами с теми, которые указаны в дорожной книге, и учитывать эти расхождения в расчетах расстояния, скорости и времени.

8) В случае скопления участников на судейском пункте, выходить (выбегать ;)) ) из машины и подавать судьям контрольную карту в минуту, соответствующую расчетной (заданной) с тем, чтобы избежать потери времени в связи с творящейся неразберихой и не получить дополнительного опоздания.

Ну а теперь, когда вы уже достаточно напуганы и перестали соображать что к чему ;)))– самое время подробно углубиться в то, ЧТО и КАК надо считать штурману:

ПРОДОЛЖЕНИЕ! Штурманское дело для начинающих-2.

Елена Маришкина



Авторские колонки

Сегодня речь пойдёт о байке – универсальном солдате – который, по-моему, станет одним из тех, кто заставит рынок пересмотреть базовую классификацию мототехники и в скором будущем станет очень популярным среди мотоциклистов.

Российские байкеры со стажем уже давно не очень уважительно относятся к семейству Sportster. Оправдано ли это и сможет ли новейший Iron 1200 изменить ситуацию?