TOP 10
 

Любительские ралли

Что такое любительские ралли

Любительские (они же "чайные") ралли

Любительское ралли (впрочем, как и боевое) представляет собой дорожное соревнование, проходящее полностью или частично на дорогах, открытых для общего пользования и включающее в себя несколько дополнительных соревнований (ДС), которые могут проводиться как на дорогах, закрытых для общего пользования (как на боевых ралли, где в качестве ДС применяются скоростные участки (СУ), на которых целью является прохождение с максимальной скоростью), так и на дорогах, открытых для общего пользования, а скорость их прохождения не обязательно является определяющим фактором для определения результатов этих ДС.

 

1. Дорожные соревнования ("трасса", "дорога")

Существует как минимум два принципиально разных варианта: когда трасса открывается для предварительного ознакомления и когда трасса закрыта до начала соревнований. В боевых ралли всегда применяется первый вариант, а в любительских чаще встречается второй, поэтому описание пойдет про него.
На руки экипажу (обычно за час-два до старта) выдается Дорожная книга (состоящая из маршрутного листа и, как правило, легенды).
Маршрутный лист представляет собой перечень судейских пунктов (КВ - пункт контроля времени), в котором указано время явки экипажа на эти пункты (либо норма времени, на прохождение от КВ да КВ или средняя скорость на этом участке), расстояние между ними, а также перечислены все дополнительные соревнования с кратким описанием сути этих ДС.
Маршрутный лист выглядит примерно так:

Судейский пункт Место расположения Дистанция (км) Норма времени Перерыв Скорость Время 1-го участника
ТО 1 к/т "Слава" 8:01
КВ0 к/т "Слава" Старт 10:01
КВ1 д. Васюки 30.50 0:50 36,6 10:51
РД1 Лесничество 80%
КВ2 д. Рыжики 24.60 0:40 36,9 11:31
Итого по ралли 315,8 8:00

Из чего экипаж должен сделать приблизительно такие выводы:

  • старт ралли назначен на 10:01
  • перед стартом (в 8:01) будет произведен технический осмотр (техническая инспекция) автомобиля;
  • протяженность первой дорожной секции ралли (КВ0 – КВ1) 30.5 км, на его прохождение дается 50 мин., первая секция заканчивается где-то в районе деревни Васюки;
  • протяженность второй секции (КВ1 – КВ2) 24.6 км, время - 40 мин.;
  • на второй секции будет проведено дополнительное соревнование на равномерность движения (РД), старт которого будет где-то в районе некоего лесничества. При этом от старта до финиша ДС предписывается двигаться со скоростью, составляющей 80% от разрешенной по ПДД на данном участке и т.д.

На практике это выглядит так:

С утра пораньше, экипаж должен приехать к к/т "Слава", найти там судейский пункт и получить Контрольную карту – лист бумаги, который участник будет возить с собой на протяжении всего ралли и в котором на каждом судейском пункте судьи будут записывать время прибытия, старта и прочую информацию.

NB: Контрольная Карта является очень важным документом. Ее утеря влечет за собой исключение из зачета. Какие-либо записи в ней могут делать только судьи, но контроль за ее заполнением и сохранностью лежит полностью на участнике. Т.е. на каждом судейском пункте внимательно следите за тем, что в Контрольную Карту пишут судьи и вашу ли карту вам отдают – они тоже люди и могут ошибаться.

В 8:01 необходимо представить автомобиль на технический осмотр. При этом надо иметь в виду, что на ТО нужно появится ровно в 8:01, по судейским часам, поскольку опережение, как и опоздание пенализируется штрафными очками, а также то, что каждое несоответствие авто ПДД и Регламенту соревнований также стоит определенного количества этих самых очков.

NB: важно, что в течение всего ралли время учитывается по судейским часам (которые на всех судейских постах показывают одинаковое время, но не обязательно совпадающее с реальным астрономическим). Участнику необходимо перед началом соревнования сверить свои часы судейскими и проверять их на каждом судейском посту.

Здесь следует сделать оговорку, что Дорожная книга обычно выдается после прохождения ТО. В этом случае время явки на ТО и время Старта экипажа объявляются на Административной проверке (собрании), которая, обычно, проходит за день-два до соревнований.
Далее, к 10:01 экипаж должен прибыть к месту старта (КВ0), которое также находится у к/т "Слава" и обозначено несколькими щитами с нарисованным будильником. Ровно в 10:01 надо въехать в зону КВ и подать судье Контрольную карту. Это и есть, собственно, СТАРТ.

NB: каждый судейский пункт обозначается щитами с различными обозначениями. При этом щит желтого цвета является предупреждающим, а красного цвета обозначает непосредственно начало судейской зоны. Остановка между желтым и красным щитом запрещена. Щит с часами – это КВ, с висящим флагом – старт ДС, с клетчатым флагом – финиш ДС, "пьяная" пешка – КП (пункт контроля прохождения) или ВКВ.

Дальше экипаж движется согласно маршрутному листу и легенде до финиша ралли.
Легенда представляет собой закодированную трассу соревнований, разбитую на участки от КВ до КВ (пункты контроля времени):

Закодированность состоит в том, что в легенде в виде таблицы указываются отдельные точки маршрута (перекрестки, населенные пункты, прочие ориентиры) с указанием расстояния между ними. При этом указывается, куда надо поворачивать на перекрестках (если перекресток не обозначен, предписывается ехать либо по главной дороге, либо прямо).
Некоторые ориентиры могут не иметь "координат" в километрах, предполагается, что мимо него проехать невозможно.

NB: отсюда следует очевидный и неприятный вывод: измерительный прибор автомобиля - штатный одометр, дополнительный счетчик или компьютер - должен быть приведен в соответствие с тем прибором, которым организаторы ралли размечали трассу. Этот процесс называется тарировкой и проводится на тарировочном участке, публикуемом организаторами за день-два (иногда больше) до начала соревнований.

Самым важным фактором дорожного соревнования является соблюдение режима движения, т.е. предписанной для данной дорожной секции средней скорости движения. Время на дорожной секции учитывается с точностью до минуты.

NB: при этом секунды отбрасываются, то есть и прибытие в 10:00:00, и прибытие в 10:00:59 расценивается как прибытие в 10:00.

Как опережение, так и опоздание на КВ наказывается штрафными очками – 60 очков за минуту отклонения от графика.
В любом месте дорожной секции может располагаться не отмеченный в Дорожной книге судейский пункт внезапного контроля времени (ВКВ). Опоздание на ВКВ не пенализируется, а вот опережение сверх льготного времени, так же как и на КВ – минута опережения стоит 60 штрафных очков. Льготное время рассчитывается по следующему правилу – на каждые 10 минут нахождения в пути до данной точки участник получает 1 минуту льготы на ВКВ. Приведу пример: например на данной дорожной секции задана средняя скорость 60 км/ч, через 35 км после старта стоит ВКВ. Соответственно до этой точки с заданной скоростью участник будет ехать 35 минут. Следовательно, льгота на ВКВ будет равна 4 минутам (учитываются каждые начавшиеся 10 минут движения). Т.е. участник не будет оштрафован за опережение на данном ВКВ, если опередит график не более чем на 4 минуты.

NB: таким образом, чтобы не попасть на ВКВ участнику лучше всего постоянно считать льготное время и ехать с небольшим опережением расчетного времени в пределах льготы.

2. Дополнительные соревнования (ДС, "допы")

Дополнительные соревнования проводятся по ходу основного соревнования и, обычно, являются участком дорожной секции. Исключение составляют, пожалуй, только скоростные соревнования, самыми распространенными из которых являются слаломы (хотя длина трассы слалома, обычно, также учитывается при вычислении длины участка, на котором он производится).

2.1. ДС типа РД (на равномерность движения)

Наиболее распространенное на любительских ралли дополнительное соревнование. Кратко, его суть можно описать так: известна точка старта допа, задана скорость движения, но не известна точка финиша и, соответственно, время финиша. При этом время финиша учитывается с точностью до секунды, а потом разница (как опережение, так и отставание) между реальным временем и расчетным (известным организатору, естественно, поскольку они-то знают, где находится финиш) зачитывается как штрафные очки.
Скорость движения на РД задается либо в абсолютных цифрах (напр. 40 км/ч), либо в процентах от разрешенной по ПДД на этом участке. По мере движения по трассе допа заданная скорость может изменяться как организаторами (указывается в легенде), так и ПДД в виде знаков на дороге. Организаторы также могут вводить дополнительные знаки (типа начала населенного пункта, которое на дороге отломали хулиганы и формально его там нет), что, естественно, отмечается в легенде.
Очевидно, что если заданная в легенде скорость еще хоть как-то поддается предварительному обсчету, то скорость, заданная в процентах от ПДД, вынуждает штурмана пересчитывать расстояние и скорость во время в режиме real time.
Процент также может изменяться организаторами по мере продвижения по трассе (встречается редко).
На трассах с предварительным ознакомлением может применяться режим самоназначения времени, когда экипаж предварительно знакомится с участком РД и сам назначает время прохождения его. При этом если два участника проехали данное РД в "ноль" (т.е. без пенализации), то выигрывает тот участник, кто заказал себе среднюю скорость выше.

2.2. ДС типа РУ (режимный участок)

Встречается значительно реже. Представляет собой вырожденный случай РД, когда известна точка финиша, но средняя скорость закладывается из расчета довольно напряженного режима движения. Финиш фиксируется, опять-таки, с точностью до секунды, причем в легенде, обычно, указывается именно норма времени на участок РУ (напр. 900 сек.) и его длина. Обычно на РУ не пенализируется опережение в пределах допустимого по ПДД, которое реально может выражаться 5-10-ю секундами на 10 минут дороги.

NB: если в легенде указано норма времени, превращающаяся после пересчета в среднюю типа 30-40 км/ч, значит там под колесами ожидается полная помойка.

2.3. ДС типа СУ (скоростной или специальный участок)

Чрезвычайно редко встречающееся в любительских ралли дополнительное соревнование. Проводится на дорогах с перекрытием и заключается в максимально быстром прохождении данного участка, аналогично боевым ралли.

2.4. ДС типа СЛ и ССЛ (слалом и спринт-слалом)

Слалом - он и в Африке слалом. Площадка, фишки. Надо объехать фишки по определенной схеме как можно быстрее.
Спринт-слалом отличается большей протяженностью и отсутствием ограничителей типа "конус".
На СЛ и ССЛ практикуется так называемый "финиш базой", который подразумевает остановку авто на финише таким образом, чтобы линия финишных ворот проходила между передними и задними колесами.
Что касается начисления штрафных очков в этом типе ДС, как правило, применяется такая логика: каждая секунда, затраченная на прохождение, превращается в два штрафных очка; каждая сбитая фишка - в 20…30; отклонение от заданной схемы - записывается удвоенное лучшее времени прохождения, которое потом, соответственно, умножается на два для пересчета в штрафные очки; финиш "не базой" - 30…40 очков.

3. Результаты, "третий круг"

Суммарный результат экипажа в ралли определяется как сумма всех штрафных очков, полученных на дорожных секциях и всех ДС. Естественно, победителем становится тот, у кого эта сумма меньшая.
После окончания ралли до объявления результатов происходит оглашение предварительных результатов, когда вывешивается огромная "простыня", в которой перечислены штрафные очки экипажей по отдельным дорожным секциям и допам. В этот момент приключается так называемый "третий круг ралли": если какие-либо клетки этой таблицы вызывают у экипажа недоумение или возмущение, экипаж может (при наличие серьезных аргументов) оспорить "лишние" на его взгляд очки. На это участнику дается 1 час с момента вывешивания предварительных результатов
После объявления окончательных результатов претензии не принимаются.

4. Что необходимо для участия в любительском ралли

  • желание
  • исправный (желательно) автомобиль, удовлетворяющий требованиям ПДД
  • пару твердых шлемов (обычно требуются Регламентом на допах)
  • некоторое количество денег (стартовый взнос 500-1500 руб., бензин километров на 500, питание в дороге и т.п.)
  • калькулятор, тетрадку и несколько ручек или карандашей для штурмана

    Оригинал данного текста принадлежит Алексею Жекову и находится на его Веб-сайте


    Наверх


Авторские колонки

Сегодня речь пойдёт о байке – универсальном солдате – который, по-моему, станет одним из тех, кто заставит рынок пересмотреть базовую классификацию мототехники и в скором будущем станет очень популярным среди мотоциклистов.

Российские байкеры со стажем уже давно не очень уважительно относятся к семейству Sportster. Оправдано ли это и сможет ли новейший Iron 1200 изменить ситуацию?